?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 June 2007 @ 02:34 am
Божественный свет ("La Luz рrodigiosa")  

(Испания - Италия, 2003)
Режиссер Мигель Эрмосо.
Сценарий Фернандо Мариас.
Оператор Карлос Суарес.
Композитор Эннио Морриконе.
В ролях: Альфредо Ланда, Нино Манфреди, Кити Манвер, Хосе Луис Гомес, Иван Корвачо Сервантес, Серхио Вильянуэва, Мариано Пенья, Фани де Кастро, Фернандо Пикон.

"В разгар гражданской войны в Испании молодой деревенский пастушок Хоакин находит в поле человека, тяжело раненного в голову. Хоакин прячет пребывающего в амнезии больного и выхаживает его, дав ему прозвище - Черепашка. Однако вскоре пастуха призывают на фронт, и он вынужден оставить Черепашку в одном из приютов. Через десятки лет Хоакин (Альфредо Ланда), оказавшись в тех краях, где прошла его молодость, начинает разыскивать Черепашку (Нино Манфреди) и находит его на улице среди детворы. Проведя небольшое расследование, он узнает в нищем, уличном бродяге одного из величайших людей ХХ века."
(c) Alter-Ego,
специально для Kinomania.Ru


Главное моё ощущение - боль.. даже не сочувствие, сопереживание - хотя и оно тоже, острое, горючее!.. Боль физическая..
Жалость, от которой задыхаешься - к этому испуганному одинокому старику - кем бы он ни был.

Эрмосо, кстати, так и не дал точного ответа, кем был Черепаха до той ночи, когда он потерял себя. Был ли это Лорка, или какой-то неизвестный пианист, попавший в расстрельный список за сочувствие к красным - догадываться и утверждаться в своих догадках предоставляется нам.
Черепаха потрясённо смотрит на фото и стихи Лорки, которыми обклеены все стены в комнате - кажется, начиная вспоминать себя.. плачет, видя Сальвадора Дали по телевизору - человека ещё из той, другой жизни.. в театре наизусть читает "Дом Бернарды Альбы".. и всё же.. и всё же..


Нино Манфреди.
Испуганный, трясущийся старик со слезящимися глазами, чем-то похожий на вытащенного из американского зиндана Саддама Хусейна. Убитый однажды, брошенный умирать, оставленный Хоакином в приюте, потерявший память и саму свою личность.. бродяга, побирающийся на улицах, замирающий при звуках колокола..
"-А знаешь, он счастливчик: сорок лет без тревог и печалей.. как дитя!.."

За сорок лет в родной Гранаде - его никто так и не узнал...
"-А у него есть родные?
-За сорок лет о нём никто так и не вспомнил."


Привезённый в Виснар в финале фильма - для того, чтобы вспомнить всё, что было, - он оказывается в своём прошлом, этих сорока с лишним лет для него не прошло, всё, что с ним случилось, было - вчера..

И - не закроешь глаза, не притворишься, что ничего этого не произошло. "Предпочитаю не знать!" - повторяла сошедшая с ума мать пианиста, с которым Хоакин говорил об обстоятельствах смерти Лорки. Предпочитала не знать об изменах мужа. А об этом?
Осознание, что у тебя украли твою жизнь - страшное потрясение, в книге Мариас не говорит, что было с Черепахой дальше - он просто пропал, исчез - опять.. и уже, кажется, навсегда..
"-Мёртвые пусть останутся мёртвыми!"

Отдельно надо сказать о музыке.
Эннио Морриконе - до мурашек.. иногда - от этой музыки больно, она проходит через весь фильм, режет тебя, не даёт забыться.. Пианист, играющий Альбениса туристам.. и.. Черепаха - севший за фортепьяно, когда его оставили одного, забывший обо всём.. как будто и не было ничего - только он и музыка..

В одном из интервью Лорку спросили: "Вот Вы так замечательно играете на фортепьяно, подавали большие надежды как пианист, были учеником самого Мануэля де Фальи, - почему же стали поэтом, а не музыкантом?" И Федерико ответил: "Я хотел, чтобы меня любили.."

"Божественный свет" на Киноафиша.ру
Кросспост в pro_arts
 
 
 
ex_luzmirel on June 8th, 2007 01:40 am (UTC)
Отличная рецензия. До мурашек и до слёз.
Лена: вечноеmoja_zhizn on June 8th, 2007 07:35 pm (UTC)
Спасибо)
Вы сами-то кино не смотрели? оно пробирает, действительно.. Книжку я давно уже читала - забыла какие-то детали, а вот фильм.. да..
Sólo amor y polvo enamoradogallinn on June 8th, 2007 01:56 pm (UTC)
Вот это, Лен:
"За сорок лет в родной Гранаде - его никто так и не узнал..." - жутко.
Могло ли такое быть?
Или - действительно, по большому счету людям нет дела друг до друга...
Ты права - как же больно...
И эта его Гранада...
Когда Мариану Пинеду, героиню его "романса в трех эстампах", вели на казнь, ни одна рука не подняла на окне занавески. Он писал свою пьесу, словно не желая знать, что через сто лет героине в ее родном городе воздвигли памятник...
Как же повторяется история...
Кстати, в Мадриде памятник Федерико есть, его фото было в сообществе. Интересно, а в Гранаде? Или только музей?
Лена: эквилибриумmoja_zhizn on June 8th, 2007 07:33 pm (UTC)
Я не знаю, Люд, могло ли такое быть.. Конечно, время было такое, когда все были напуганы, могли арестовать и расстрелять любого, каждый боялся за себя и своих близких - было не до того, чтобы разглядывать безумных нищих?
Но сорок лет?..
И почему доктор, осматривавший раненого, не узнал своего знаменитого земляка? это ведь был не деревенский мальчик, даже не умевший читать, - это был представитель интеллигенции..

В общем, вопросов больше, чем ответов.. Не хочется верить в то, что никому нет дела ни до кого..

Мне ничего не надо,
лишь боль с собой унесу,
как мальчик из сказки забытой,
покинутый в темном лесу.
Sólo amor y polvo enamoradogallinn on June 8th, 2007 07:38 pm (UTC)
Я эти строчки тоже часто вспоминаю. Хотя всего стихотворения наизусть не помню.
А сегодня в голову пришла смешная мысль: уехать в Испанию, насовсем, стать сотрудником музея в Уэрта дель Сан-Висенте - и больще ничего не надо... но для этого придется родиться еще раз...
Лена: эквилибриумmoja_zhizn on June 8th, 2007 07:51 pm (UTC)
Знаешь, Люд.. я теперь думаю, что глупости делать обязательно надо - потому что без них мы бы никогда не сделали каких-то важных вещей в своей жизни...
И не надо бояться перемен, ставить крест на своей жизни..

Но это уже не о тебе.. ты же понимаешь..
Sólo amor y polvo enamoradogallinn on June 10th, 2007 04:56 pm (UTC)
И обо мне тоже.
Sólo amor y polvo enamorado: Розаgallinn on June 8th, 2007 02:01 pm (UTC)
А в своей рецензии господин Михайлов совершенно без кавычек цитирует эссе Н.Р. Малиновской "Самая печальная радость", без кавычек, указания автора большого куска текста рецензии... Как-то это царапнуло.
Лена: бриджитmoja_zhizn on June 8th, 2007 06:48 pm (UTC)
Правда?? склероз.. давно читала Малиновскую, наверно, забыла уже..
Sólo amor y polvo enamoradogallinn on June 8th, 2007 07:47 pm (UTC)
Да, со второго абзаца: "В начале 1936 года испанский жандармский полковник подал на поэта в суд, предъявив книгу "Цыганское романсеро" и обвинив автора в "оскорблении Жандармерии посредством романса" - и до "На рассвете 19 августа недалеко от Виснара, у большого камня возле источника Айданамар - Источника Слез, расстреляли четверых: двух тореадоров, старика учителя из соседней деревни и поэта Федерико Гарсиа Лорку."
Я это эссе столько раз перечитывала, печатала, сканировала, что не узнать просто не могла.
А вот ту свою фразу "Он писал свою пьесу, словно не желая знать, что через сто лет героине в ее родном городе воздвигли памятник..." я тоже где-то читала, правда дословно не помню. Порылась, поискала, на кого сослаться - и не нашла... Ничего, всплывет еще.
Лена: день суркаmoja_zhizn on June 8th, 2007 07:53 pm (UTC)
Надо же.. я, может, тоже кого-то цитирую, только уже не понимаю этого?
Юлёк: сизифxitokiry on June 10th, 2007 09:28 pm (UTC)
спасибо за рецензию! очень пронзительно получилось! я все еще под впечатленим от фильма, вот сейчас как будто заново его посмотрела!
Лена: вечноеmoja_zhizn on June 10th, 2007 10:11 pm (UTC)
Спасибо за отзыв! :) приятно, что не только для себя пишу.
Кино и правда такое, что нельзя остаться равнодушным, отличный фильм.. я, честно говоря, даже не ожидала, что так будет..
Sólo amor y polvo enamoradogallinn on February 11th, 2008 04:16 pm (UTC)